Блог
Главная » 2009 » Сентябрь » 16 » Немного истории
20:19 Немного истории |
«Своя кожа, не куплена»... Именно так относились к хождению босиком крестьяне, которые предпочитали без лишней нужды не бить лапти, а пользоваться тем, что бесплатно выдала им природа. Однако еще когда первобытному человеку пришлось встать на две конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной (после глобального похолодания) земле, мысль о защите ног, которые кормят не только волка, но и охотника, стала насущной. И — не побоюсь этого слова — навязчивой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история человеческой культуры. Обувь появилась, скорее всего, исключительно с защитной целью. Специалисты считают, что произошло это примерно 150—200 веков назад. В процессе эволюции выделились четыре конструктивных типа обуви: - сандалии, сабо; - туфли (ближайшие родственники — поршни, лапти); - ботинки и полуботинки; - сапоги и полусапоги (и те самые валенки). До сих пор вся производимая в мире обувь может быть разделена по этим конструктивным критериям. Вопрос только в новых материалах и технологиях, принципиально же ничего нового мысль человеческая не изобрела. Как, впрочем, и эволюция не трансформировала человеческую ступню в нечто менее уязвимое и более пригодное для преодоления необъятных пространств нашей планеты. Именно греки совершили настоящую революцию в обувном деле — они первыми отметили, что существует не только левая и правая нога, но еще и возможность делать левую и правую полупару обуви. Нам это кажется естественным, но к столь очевидной истине человечество шло много веков. Прародители современных туфель назывались «поршни» и представляли собой единый кусок кожи, согнутый в носке и пятке, причем передняя часть и верхний край заготовки стягивался кожаным ремешком. Вероятно, какой-то умелец додумался до того, чтобы поставить ногу на кусок кожи и с некоторым припуском вырезать из нее заготовку по форме стопы. После этого излишек материала загнули вверх, и получилось своеобразное кожаное корыто, которое успешно защищало своего обладателя от влаги, пыли и прочих дорожных неприятностей. Дальше — больше. Сначала появился шов в задней, пяточной части поршней. Потом кто-то придумал, что можно сделать такой же шов и в передней их части. Дальше — больше: для изготовления разных деталей обуви стали использовать разные материалы. Верх изготавливали из тонкой и прочной кожи, а низ — из толстой, жесткой. Для скрепления разных деталей обуви между собой применяли различные швы. Каблук — символ женского могущества. Впрочем, почему только женского? История свидетельствует о принадлежности каблуков к отличительным знакам персон королевского и дворянского сословий. Так, французская знать носила обувь исключительно на каблуках красного цвета. Что же касается обуви, то во все времена изящная женская туфелька была самым ярким символом сексуальности. И остается им до сих пор. Если вспомнить дедушку Фрейда, оно и понятно — у некоторых народов выражение «надеть чужую обувь» означает «вступить в сексуальные отношения с чужой женой». И наивысший рейтинг «обувной сексуальности» принадлежит туфлям на умопомрачительных тонких шпильках. Если смотреть на это с точки зрения потакания мужским первобытным инстинктам (а мы вроде бы договорились, что станем рассматривать вопрос женской привлекательности под этим «соусом»), то здесь шпильки дают сто очков вперед любой другой детали женского гардероба. Как говорили французы, у дамы на каблуках «появляется весьма изящный изгиб стана». Более отчетливо выступает «центр тяжести», мышцы подтягиваются и приходят в тонус. А это мужчина подсознательно воспринимает как готовность к любовной игре. И реагирует соответственно — бросается на завоевание соблазнительной крепости. В галантном XVIII веке обувь стала еще более статусной. Туфли, как мужские, так и женские, отличались обилием бантов, пряжек и украшений, каблуки туфель стали настолько высокими,что дамам приходилось буквально стоять на цыпочках. Уже в то время эта деталь обуви приобрела характерный «французский» изгиб. Революция начала XIX века стерла различия между сословиями (правда, процесс этот продолжался еще довольно долго и с переменным успехом), и это не могло не отразиться на обувной моде. В европейской обуви стали преобладать простота и рациональность. Дошло даже до того, что все граждане свободной Франции носили примитивные грубые башмаки с деревянной подошвой. Носить после революции калоши «в люди» стало почему-то неприличным. Сегодня вряд ли кто-то решится надевать эти изделия кроме как на просторах собственной дачи, а зря. Потому что в европейских странах не стесняются носить калоши даже поверх вечерних туфель, когда отправляются на представительский прием. Другое дело, что эти финские и канадские калоши достаточно невысокие — чуть выше толщины подошвы, тонкие и легкие, поэтому их можно надевать практически на все виды обуви без каблуков. Это значит, что ваша модельная обувь будет защищена от самых главных врагов — сырости и грязи. Но мы опять отвлеклись. Параллельно с развитием классической обуви, которую сегодня можно купить в любой стране, в любом обувном магазине, каждый народ разработал подходящую для своего климатического пояса и условий жизни национальную обувь, которая идеально подходит для его родных мест и характера почвы. Собственно говоря, за всю историю существования обуви преобладали две основные формы — массивная на платформе с толстым высоким каблуком и изящная на тонкой подошве с тонким, чаще всего не очень высоким, каблуком. Эти две тенденции сменяли друг друга с завидной регулярностью, однако каждый новый виток обувной моды наполнял повторяемую форму обуви новым структурным содержанием. |
|
Всего комментариев: 0 | |